| |||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||
Занятие 1. СудПринципы судебной властиОдин из основных признаков правового государства – это самостоятельная судебная власть, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей. Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяется Конституцией РФ и законами Российской Федерации, и основываются на следующих конституционных принципах: 1. Осуществление правосудия только судом. Никакие другие государственные структуры власти, кроме судов, не вправе осуществлять функции судебных органов. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 2. Законность. Неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации и законов. 3. Независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Независимость судей обеспечивается: запретом вмешательства в осуществление правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, а также другими мерами его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренными законодательством. Независимость судей обеспечивается и их неприкосновенностью. Гарантия независимости судей предполагает финансирование судов только из федерального бюджета. Важная конституционная гарантия независимости судей – их несменяемость. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121 Конституции РФ). 4. Коллегиальность. Коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего, полного и объективного судебного разбирательства. В случаях, установленных законом, возможно и единоличное рассмотрение дел в суде. В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. 5. Состязательность и равноправие сторон. Конституция РФ (ст. 123) устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судьей независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 6. Гласность судебного разбирательства. В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. 7. Принцип национального языка судопроизводства основывается на конституционном праве каждого на пользование в процессе разбирательства родным языком. 8. Презумпция невиновности – основополагающее начало уголовного судопроизводства, принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина . Судебная система РФСудебная власть в РФ состоит из трех ветвей — Конституционного, общих и арбитражных судов .
Конституционный суд РФ.
Конституционный суд РФ представляет собой особую ветвь судебной власти. Он занимается конституционным контролем, обеспечивает действие Конституции РФ и не допускает ее нарушения органами государства. Конституционный суд состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей может быть назначен только крупный специалист в области права. Один человек не может быть конституционным судьей более 12 лет. Какие же дела решает Конституционный суд РФ? (схема 9) Во-первых, Конституционный суд решает дела о соответствии нормативных актов Конституции РФ. Во-вторых, Конституционный суд решает споры о компетенции между органами государственной власти на уровне Федерации и в субъектах Федерации. При применении Конституции РФ могут возникать различные неясности. Разрешать их путем толкования Конституции может только Конституционный суд. По вопросам своего ведения Конституционный суд может выступать с законодательной инициативой.Решения Конституционного суда обязательны для всех, в том числе и для любых государственных органов, причем обжалованию и пересмотру они не подлежат.
Суды общей юрисдикции.
Термин «юрисдикция» (от лат. «jus» — «право», «dico» — «говорю») использовали еще древние римляне. Юрисдикция—это право государственных органов разрешать правовые споры, а также дела о правонарушениях и применять санкции к правонарушителям. По любым спорным вопросам любой человек (гражданин РФ или иностранный гражданин, лицо без гражданства) вправе обратиться в суд, и ему нельзя отказать в судебном разбирательстве. Споры между гражданами (гражданами и организациями) носят самый разнообразный характер, и закон, конечно, не может предусмотреть все возможные конфликты без исключения. Суд, руководствуясь принципами права, в частности принципом справедливости, а также здравым смыслом, рассматривает и не предусмотренные законом ситуации. Поскольку нет четкого перечисления юридических дел, рассматриваемых судом, эти суды и называют судами общей юрисдикции или общими судами. Система общих судов. Суды общей юрисдикции — это наиболее разветвленная сеть судебных органов (схема 10). Это и понятно: в стране проживает более сотни миллионов людей, и у каждого есть свои интересы, за которые люди готовы бороться. Варварские или силовые способы их отстаивания («око за око, зуб за зуб») ушли в прошлое. В настоящее время разрешение споров осуществляет специальный государственный орган — суд. Это независимый орган. За ним стоит авторитет государства. Рассматривая конкретные споры и руководствуясь при этом законом, суд выносит по ним решения не от своего имени, а от имени государства. Система общих судов состоит из трех звеньев: Верховный суд Российской Федерации Суды среднего звена (краевые, областные, республиканские) Суды основного звена (городские, районные)
Общие суды являются стержнем судебной системы в России. Судами нижнего (основного) звена системы общих судов являются районные (городские) суды. Им подсудны практически все дела, кроме тех, что передаются в ведение вышестоящих судов. Эти суды занимаются исполнением решений всех судов в части имущественных взысканий, контролируют деятельность органов следствия в части обеспечения прав подозреваемого, обвиняемого. В настоящее время принят закон о мировых судьях, которые, как предполагается, возьмут на себя разрешение простейших дел и тем самым разгру зят районные (городские) суды. Они будут составлять четвертое звено судебной власти.Суды среднего звена — это суды субъекта Федерации. В эти суды поступают дела о наиболее тяжких преступлениях. Кроме того, эти суды принимают и рассматривают жалобы участников разбирательства в районном (городском) суде на несправедливость его решения. Возглавляет систему общих судов Верховный суд Российской Федерации (схема 11). В этот суд поступают особо сложные и важные дела. Этот суд может проверять законность и обоснованность решений районных (городских) судов и судов субъекта Федерации. Помимо этого, Верховный суд РФ обобщает практику судов всех уровней и на ее основе дает судам руководящие разъяснения закона, где объясняются ошибки в его применении, разъясняются отдельные его положения.
Категории судебных дел. Хотя нельзя перечислить виды судебных дел, назвать категории дел, наиболее часто разрешаемых в судах, можно. К ним относятся: 1) уголовные дела, т. е. дела о совершении гражданами (иностранцами, лицами без гражданства) преступлений; 2) имущественные споры. Они могут возникать по поводу права собственности, в результате неисполнения договорных обязательств, причинения вреда и др.; 3) семейные дела (в основном это дела о расторжении брака, разделе имущества, а также споры о детях); 4) трудовые дела (об увольнении, о переводах, о заработной плате, об отпусках, о наложении дисциплинарных взысканий, а также о применении материальной ответственности); 5) жилищные споры (об обмене жилой площади, о ее разделе, о высе- 6) конституционные дела (они связаны с нарушением конституционных прав и свобод граждан); 7) административные дела (жалобы на действия органов исполнительной власти, которые иногда еще называют административными органами); 8) налоговые дела (они, как правило, связаны с неуплатой или сокрытием налогов); 9) другие. Как видим, компетенция судов очень широкая и носит действительно общий характер. Именно на их плечи ложится основное бремя разрешения споров. Арбитражные суды. В нашей стране экономические споры, где спорящими сторонами являются организации, рассматриваются не общими судами, а специальным видом судов — арбитражными судами. Это соответствует общей закономерности: по мере развития общества углубляется специализация во всех сферах человеческой деятельности, будь то преподавание в школе (его ведут учителя-предметники, за исключением начальной школы) или судейская деятельность. Арбитражные суды — это суды, разрешающие споры, субъектами которых являются юридические лица, граждане-предприниматели, государственные органы. Система арбитражных судов. Она состоит также из трех звеньев: Высший арбитражный суд Российской Федерации Арбитражные суды округов Арбитражные суды субъектов Федерации (областные, краевые, республиканские) Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ведению арбитражных судов, несут арбитражные суды субъектов Федерации. Они являются нижним звеном в системе арбитражных судов. Федеральные окружные арбитражные суды (создаются на несколько областей, краев или регион) проверяют законность и обоснованность решений арбитражных судов субъектов Федерации в кассационной инстанции. Высший арбитражный суд занимается в основном рассмотрением дел в порядке надзора. В обязанности Высшего арбитражного суда входит изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов, он может выступать с законодательной инициативой и т. д. Отметим, что судебная власть — это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения, инструмент не единственный, но главенствующий в конфликтных ситуациях.
Судьи1. Исполнять обязанности судьи могут граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Закон предъявляет и дополнительные требования к судьям: они должны избегать действий, ставящих под сомнение независимость судебной власти (не избираться депутатом, не принадлежать к политическим партиям и движениям, не заниматься предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности). 2. Судьи независимы и подчиняются только закону. Независимость судей позволяет им беспристрастно, объективно, справедливо рассматривать правовые конфликты. Гарантиями независимости судей являются: • исключение постороннего воздействия на судей в момент вынесения судебного решения (тайна совещательной комнаты); • преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; • освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности; • предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу; • особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества; • другое. 3. Судьи несменяемы. Это означает, что после наделения судьи полномочиями (в установленном порядке) действительность данных полномочий судьи не ограничивается определенным сроком; судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без своего согласия, его нельзя освободить от должности без его доброй воли. 4. Судьи неприкосновенны. Согласно закону, неприкосновенность распространяется на личность судьи, его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им средства транспорта и связи. Судья не может быть привлечен к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности иначе, чем в особом порядке, установленном федеральным законом. Здесь велика роль квалификационной коллегии судей, которая предварительно разбирается в том, не является ли обвинение судьи ложным, и выступает заградительным барьером на пути лишения судьи неприкосновенности.
В советский период роль судей в нашей стране была крайне незначительной. По существу, они были обычными чиновниками, зачастую просто выполнявшими указания партийных органов. Хотя в настоящее время суды в России начинают обретать свою самостоятельность, многие и сейчас по-прежнему считают суд карательным органом, а лиц, обращающихся в суд за рассматрением спора, - сутяжниками. Для того чтобы наше общество стало по-настоящему цивилизованным, необходимо изменить отношение граждан к судебной власти, приучить их решать споры не силой, а с помощью суда. Отстаивать свои права и свободы - это конституционная прерагатива любого гражданина. | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |