практическое право

 

Занятие 1. Суд

  Принципы судебной власти

       Один из основных признаков правового государства – это самостоятельная судебная власть, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей. Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяется Конституцией РФ и законами Российской Федерации, и основываются на следующих конституционных принципах:

    1. Осуществление правосудия только судом. Никакие другие государственные структуры власти, кроме судов, не вправе осуществлять функции судебных органов. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

   2. Законность. Неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации и законов.

   3. Независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Независимость судей обеспечивается: запретом вмешательства в осуществление правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, а также другими мерами его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренными законодательством.

Независимость судей обеспечивается и их неприкосновенностью.

Гарантия независимости судей предполагает финансирование судов только из федерального бюджета. Важная конституционная гарантия независимости судей – их несменяемость. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121 Конституции РФ).

   4. Коллегиальность. Коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего, полного и объективного судебного разбирательства. В случаях, установленных законом, возможно и единоличное рассмотрение дел в суде.   В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

   5. Состязательность и равноправие сторон. Конституция РФ (ст. 123) устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судьей независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

   6. Гласность судебного разбирательства. В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

   7. Принцип национального языка судопроизводства основывается на конституционном праве каждого на пользование в процессе разбирательства родным языком.

   8. Презумпция невиновности – основополагающее начало уголовного судопроизводства, принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина

.

 Судебная система РФ

       Судебная власть в РФ состоит из трех ветвей — Конституционного, общих и арбитражных судов .

 

Судебная власть

 

 

 

 

 

Конститу­ционный суд

Общие суды

 

Арбитражные суды

      Конституционный суд РФ.

 

      Консти­туционный суд РФ представляет собой особую ветвь судебной власти. Он зани­мается конституционным контролем, обеспечивает действие Конституции РФ и не допускает ее нарушения органами го­сударства. 

       Конституционный суд состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судь­ей может быть назначен только крупный специалист в области права. Один чело­век не может быть конституционным су­дьей более 12 лет.

       Какие же дела решает Конституци­онный суд РФ? (схема 9)

     Во-первых, Конституционный суд ре­шает дела о соответствии нормативных актов Конституции РФ.

     Во-вторых, Конституционный суд ре­шает споры о компетенции между орга­нами государственной власти на уровне Федерации и в субъектах Федерации.

     При применении Конституции РФ могут возникать различные неясности. Разрешать их путем толкования Кон­ституции может только Конституци­онный суд.

      По вопросам своего ведения Кон­ституционный суд может выступать с за­конодательной инициативой.

      Решения Конституционного суда обя­зательны для всех, в том числе и для любых государственных органов, причем обжало­ванию и пересмотру они не подлежат.

  

       Суды общей юрисдикции.

 

      Термин «юрисдикция» (от лат. «jus» — «право», «dico» — «говорю») использовали еще древние римляне. Юрисдикция—это пра­во государственных органов разрешать правовые споры, а также дела о правона­рушениях и применять санкции к право­нарушителям.

      По любым спорным вопросам любой человек (гражданин РФ или иностранный гражданин, лицо без гражданства) вправе обратиться в суд, и ему нельзя отказать в судебном разбирательстве. Споры между гражданами (гражданами и организация­ми) носят самый разнообразный характер, и закон, конечно, не может предусмотреть все возможные конфликты без исключения. Суд, руководствуясь принципами права, в частности принципом справедливости, а также здравым смыслом, рассматривает и не предусмотренные законом ситуации. Поскольку нет четкого перечисления юридических дел, рассматриваемых су­дом, эти суды и называют судами общей юрисдикции или общими судами. 

      Система общих судов.

    Суды общей юрисдикции — это наиболее разветв­ленная сеть судебных органов (схема 10). Это и понятно: в стране проживает более сотни миллионов людей, и у каждого есть свои интересы, за которые люди готовы бороться. Варварские или си­ловые способы их отстаивания («око за око, зуб за зуб») ушли в прошлое. 

    В настоящее время разрешение споров осуществляет специальный государ­ственный орган — суд. Это независи­мый орган. За ним стоит авторитет го­сударства. Рассматривая конкретные споры и руководствуясь при этом за­коном, суд выносит по ним решения не от своего имени, а от имени государ­ства. 

     Система общих судов состоит из трех звеньев:

                    Верховный суд Российской Федерации

        Суды среднего звена (краевые, областные, республиканские)

               Суды основного звена (городские, районные)

 

       Общие суды являются стержнем судебной системы в России.

      Судами нижнего (основного) звена системы общих судов являются районные (городские) суды. Им подсудны практи­чески все дела, кроме тех, что передают­ся в ведение вышестоящих судов. Эти  суды занимаются исполнением решений всех судов в части имущественных взыс­каний, контролируют деятельность орга­нов следствия в части обеспечения прав подозреваемого, обвиняемого.

      В настоящее время принят закон о мировых судьях, которые, как предпо­лагается, возьмут на себя разрешение простейших дел и тем самым разгрузят районные (городские) суды. Они будут составлять четвертое звено су­дебной власти.

      Суды среднего звена — это суды субъекта Федерации. В эти суды посту­пают дела о наиболее тяжких преступле­ниях. Кроме того, эти суды принимают и рассматривают жалобы участников раз­бирательства в районном (городском) суде на несправедливость его решения.

      Возглавляет систему общих судов Верховный суд Российской Федерации (схема 11). В этот суд поступают особо сложные и важные дела. Этот суд может проверять законность и обоснованность решений районных (городских) судов и судов субъекта Федерации. Помимо этого, Вер­ховный суд РФ обобщает практику судов всех уровней и на ее основе дает судам руководящие разъяснения закона, где объясняются ошибки в его применении, разъясняются отдельные его положения.

 

      Категории судебных дел.

      Хотя нельзя перечислить виды судебных дел, назвать категории дел, наиболее часто разрешаемых в судах, можно. К ним относятся:

1)  уголовные дела, т. е. дела о совер­шении гражданами (иностранцами, ли­цами без гражданства) преступлений;

2)  имущественные споры. Они мо­гут возникать по поводу права соб­ственности, в результате неисполнения договорных обязательств, причинения вреда и др.;

3)  семейные дела (в основном это дела о расторжении брака, разделе иму­щества, а также споры о детях);

4)  трудовые дела (об увольнении, о переводах, о заработной плате, об отпус­ках, о наложении дисциплинарных взыс­каний, а также о применении материаль­ной ответственности);

5)  жилищные споры (об обмене жилой площади, о ее разделе, о высе-
лении и др.);

6)  конституционные дела (они свя­заны с нарушением конституционных прав и свобод граждан);

7) административные дела (жалобы на действия органов исполнительной власти, которые иногда еще называют административными органами);

8)  налоговые дела (они, как прави­ло, связаны с неуплатой или сокрытием налогов);

9)  другие.

       Как видим, компетенция судов очень широкая и носит действительно общий ха­рактер. Именно на их плечи ложится ос­новное бремя разрешения споров.

 

            Арбитражные суды.

     В нашей стране экономические споры, где спорящими сто­ронами являются организации, рассмат­риваются не общими судами, а специаль­ным видом судов — арбитражными суда­ми. Это соответствует общей закономерности: по мере развития общества углуб­ляется специализация во всех сферах че­ловеческой деятельности, будь то препо­давание в школе (его ведут учителя-пред­метники, за исключением начальной шко­лы) или судейская деятельность.

     Арбитражные суды — это суды, разрешающие споры, субъектами которых являются юридические лица, граждане-предприниматели, государственные органы.

                    Система арбитражных судов.

      Она состоит также из трех звеньев:

           Высший арбитражный суд Российской Федерации

                         Арбитражные суды округов

              Арбитражные суды субъектов Федерации

               (областные, краевые, республиканские)

       Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ведению арбитражных судов, несут арбитражные суды субъек­тов Федерации. Они являются нижним звеном в системе арбитражных судов.

       Федеральные окружные арбитраж­ные суды (создаются на несколько обла­стей, краев или регион) проверяют за­конность и обоснованность решений ар­битражных судов субъектов Федерации в кассационной инстанции.

       Высший арбитражный суд занима­ется в основном рассмотрением дел в порядке надзора. В обязанности Высше­го арбитражного суда входит изучение и обобщение судебной практики, разработ­ка предложений по совершенствованию законов, он может выступать с законода­тельной инициативой и т. д.

       Отметим, что судебная власть — это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отноше­ния, инструмент не единственный, но гла­венствующий в конфликтных ситуациях.

 

  Судьи

    Схема 8

     1. Исполнять обязанности судьи мо­гут граждане, достигшие 25 лет, имею­щие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Закон предъявляет и до­полнительные требования к судьям: они должны избегать действий, ставящих под сомнение независимость судебной власти (не избираться депутатом, не принадлежать к политическим партиям и движениям, не заниматься предприни­мательской деятельностью или другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности).

    2. Судьи независимы и подчиняются только закону. Независимость судей по­зволяет им беспристрастно, объективно, справедливо рассматривать правовые кон­фликты. Гарантиями независимости судей являются:

   • исключение постороннего воздей­ствия на судей в момент вынесения судеб­ного решения (тайна совещательной ком­наты);

   • преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуще­ствлению правосудия;

   • освобождение судей от обязанно­сти отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;

   • предоставление судье за счет госу­дарства материального и социального обеспечения, соответствующего его ста­тусу;

   • особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества;

   • другое.

   3. Судьи несменяемы. Это означает, что после наделения судьи полномочия­ми (в установленном порядке) действи­тельность данных полномочий судьи не ограничивается определенным сроком; судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без своего согласия, его нельзя освободить от долж­ности без его доброй воли.

   4. Судьи неприкосновенны. Согласно закону, неприкосновенность распростра­няется на личность судьи, его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им средства транспорта и связи. Судья не может быть привлечен к уголовной, адми­нистративной, дисциплинарной ответ­ственности иначе, чем в особом порядке, установленном федеральным законом. Здесь велика роль квалификационной кол­легии судей, которая предварительно раз­бирается в том, не является ли обвинение судьи ложным, и выступает заградитель­ным барьером на пути лишения судьи не­прикосновенности.

 

       В советский период роль судей в нашей стране была крайне незначительной. По существу, они были обычными чиновниками, зачастую просто выполнявшими указания партийных органов. Хотя в настоящее время суды в России начинают обретать свою самостоятельность, многие и сейчас по-прежнему считают суд карательным органом, а лиц, обращающихся в суд за рассматрением спора, - сутяжниками.

       Для того чтобы наше общество стало по-настоящему цивилизованным, необходимо изменить отношение граждан к судебной власти, приучить их решать споры не силой, а с помощью суда. Отстаивать свои права и свободы - это конституционная прерагатива любого гражданина.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»